Даже если банк согласился выдать кредит, это еще не гарантирует, что сделка будет выгодной для клиента. Иногда у сторон могут возникнуть разногласия. Причина – страховая компания: банк предлагает не ту, которую хочет клиент.
Конечно, редко расторгают договор, потому как клиент находится в менее выгодном положении. Очень нелегко потребовать от банка выполнения его условий, когда ты проситель. В итоге, клиенты согласны на страховую компанию, предлагаемую банком, и частенько у нее не очень выгодные условия.
Юристы, конечно, дают совет не идти на поводу, и если нужно даже обратиться в суд. Что и говорить, доказать, что банк навязывает конкретную страховую компанию либо ставит ограничения по выбору оной, клиенту будет сложно, но попробовать можно.
Ни один банк не имеет права навязывать клиенту определенную страховую компанию. Естественно, поведение банкиров не выглядит как навязывание. Клиенту предлагают договор и список страховых компаний для выбора, но частенько в этом списке две-три либо даже одна. Выбора то и нет. Однако если клиенту больше нравится иная страховая компания, и ее нет в списке, нужно настаивать на своем. Словесный спор с банком навряд ли будет результативным. Как минимум, что может сделать клиент, попросить у банкиров изложить причины отказа страховать в той компании, что ему нравится либо причины отказа выдать кредит вообще. Но это сделать банк должен только в письменном виде. Вот с этой бумагой и можно идти в суд.
Впрочем, как говорят сами страховщики, ограничивает банк в выборе страховой компании, совсем не оттого, что хочет повысить цену на свой продукт либо заработать. Главная причина – «обезопасить» свой портфель.
Банк выбирает для себя надежных партнеров для страхования залогов. Конечно, первыми по надежности будут компании одной финансовой группы, или компании, с которыми банк сотрудничает успешно и давно. Вынужденное ограничении клиента в выборе страховой компании лишь на первый взгляд может казаться «некомфортным» для него. На самом же деле банк, заботится о качестве последующего обслуживания для клиента.
Так же имеются и финансовые причины. Предполагается, что банк сотрудничая со страховой компанией, получит комиссионные от продажи страховки. При получении аккредитации, страховая компания тоже размещает в этом банке депозит. Иначе говоря, банк может быть более заинтересован в сотрудничестве с определенными страховыми компаниями.
Имеется и еще одна причина – у банка есть своя страховая компания. Тогда банк аккредитует еще пару страховых компаний, чтобы обеспечить выбор клиенту. Но в данном случае банковская страховая компания предлагает тарифы несколько ниже в отличие от независимых страховщиков. Тут уж выбор клиента, скорее всего, предопределен.
Мотивы банков при ограничении клиентов в выборе страховщиков, так или иначе, находятся в зависимости от имеющихся схем сотрудничества банков со страховыми компаниями. Первая схема: есть жесткая связка «банк – страховая компания»; вторая: когда имеется жесткий список аккредитованных в банке страховых компаний, эта схема более распространена. Во второй схеме могут быть предпочтения, которые заметны в «активном предложении» страховой компании, что обусловлено обычной мотивацией кредитного менеджера. Имеется и третья схема: небольшие банки не слишком разборчивы и готовы сотрудничать почти с любой страховой компанией, тут банкам особо перебирать не приходится. В любом варианте страховщики проходят аккредитацию в банках. Механизм классической аккредитации дает возможность банку отобрать страховые компании, которым они смогут доверять. Потому и происходит отсеивание страховых компаний, которые не могут по каким-либо причинам взять на себя и нести обязательства банка. Следовательно, выбор страховой компании - это не прерогатива только клиента, банк, сужая круг выбора страховой компании для клиента, оказывает ему услугу, анализируя компании. Но это своего рода классические отношения банка, клиента и страховой компании.
На самом деле, многое зависит от других факторов. Сегодня мы имеем более развитой рынок, и сегодня сами страховые компании могут влиять на банк. Уже даже не банки стоят на первом месте в выборе страховой компании, а автосалон, или риэлтер. Ни для кого не секрет, что приобрести определенный автомобиль можно тогда, когда он будет застрахован в конкретной страховой компании.
И напоследок, если банк, автосалон или риэлтер предлагают страховые компании, которые не нравятся клиенту, настаивайте на своем выборе. Будьте терпеливы и ждите. Банк не может требовать открыто. Терпеливо выполняйте все, что потребует банк. Бывает, банк требует предоставить письмо о намерении страховой компании застраховать квартиру или автомобиль клиента. Тогда пойдите в офис страховой компании, скорее всего, там с такой задачей уже сталкивались. Помните, банк тоже заинтересован в выдаче кредита. И выбор страховой компании для клиента – это не только выполнение требований банка.
|