Сегодня в нашей стране в разных сегментах недвижимости спрос выше предложение. Но постепенно, по мере насыщения рынка, одни виды жилья будут востребованы более, прочие – менее. Снижение спроса повлечет за собой обвал цен. Предназначенные для определенной функции строения, могут морально устареть. Данные и прочие причины побуждают все чаще отдавать предпочтение многофункциональным комплексам при разработке концепции.
За и против
Почти на любом киевском градсовете происходит рассмотрение проектов, которые совмещают несколько функций: жилищную, торговую, офисную, гостиничную, развлекательную и пр.
Недавно было рассмотрение проекта многофункционального комплекса «Вырлица», в его составе есть офисный и торгово-развлекательный центры, гостиница и жилой дом с детским садом. А на углу улиц Московской и Резницкой поступило предложение возвести гостиничный и торгово-офисный комплекс, на улице Крутой спуск – офисно-жилое здание.
А на днях начнется строительство, к примеру, многофункционального комплекса на ул. Ползунова в Соломенском районе. На полутора гектара будет располагаться 31-этажный офисно-торговый центр с паркингом под землей на 750 машин и стоянкой на поверхности на 250 автомобилей.
Из уже построенных многофункциональных комплексов можно назвать, к примеру, «Мандарин», Международный Офисно-Гостиничный комплекс и пр.
Многофункциональные комплексы приспособлены к изменениям экономической жизни, они более гибкие. Настоящей находкой для застройщиков стало решение о нахождении офисов на первых этажах жилых зданий, жильцы стараются не покупать жилье на 1-2 этажах. А если расположить там офисы, то это нравится обеим сторонам.
Хотя в строительство многофункционального комплекса нужно вложить больше денег, с точки зрения коммерции они более устойчивы, а их обслуживание – дешевле. Беря во внимание проведение в Украине «Евро-2012», только в столице нужно построить 10 тыс. мест в гостиницах, чтобы подняться до нужной черты в 26 тысяч. Только вот что делать с ними после окончания мероприятия? Тут как раз и пригодятся многофункциональные комплексы. «Незаполняемость» гостиницы потом можно будет компенсировать, сдав в аренду офисные или торговые площади. Зона торговли только выиграет от соседства с гостиницами и офисами – это добавочные покупатели. А офисным работникам и владельцам отелей и жильцам отелей – дополнительный комфорт. Когда в одном комплексе не одна функция, что экономит время и усилия, и в итоге привыкаешь к комплексу. Своеобразный эффект синергии.
Сегодня нет единой системы классификации подобных комплексов, и все же эксперты считают, что все составляющие должны быть одного класса. К примеру, если в комплексе расположен бизнес-центр класса А, то и отель должен быть 4-5 звездочным, потому как в нем, вероятнее всего, будут проживать деловые партнеры компаний, которые арендуют офисы. В торговые центры понравятся и крупным ритейлорам. Без деловой части сейчас почти не обходится ни один проект, потому как этот вид недвижимости самый быстро окупаемый, к тому же самый востребованный.
В первые годы приносят прибыль и торговые центры. А вот у гостиничной недвижимости окупаемость 6-8 лет, но потом прибыль выше, чем от торгового или делового центра. Иначе говоря, на разных стадиях исполнения проекта будет прибыль, а многофункциональность только увеличит его жизнь.
Но при исполнении многофункциональных комплексов возникают ограничения со стороны закона. Например, во время рассмотрения такого проекта Лариса Скорик- профессор архитектуры остро поставила вопрос о зонировании офисной и жилой части проекта и соответствии его нормам строительства.
Мы можем сегодня наблюдать последствия отведение больших площадей под промзоны чуть ли не в центре столицы. Неразвитые коммуникации, проблемы с транспортом, да и вид самых заводов еще долго будут висеть над нами. А вот возведение многофункциональных комплексов дает возможность по максимуму эффективно использовать землю и экономить ресурсы, а основное – избегать жесткого деления на зоны – деловые, жилые, промышленные. По этим причинам возникают неравномерные транспортные нагрузки, а территории развиваются неравномерно. Здесь нам в помощь приходит мировой опыт строительства городов ХХ века, когда, к примеру, в близи небоскребов образовывался целый конгломерат, где было все: магазины, жилье, детские сады и школы, работа, бытовое обслуживание. Человек мог долго не покидать это место, все было рядом.
Основная тенденция в Америке сегодня – застройка смешанного типа, и рынок движется в данном направлении. Как пример, в Санкт-Петербурге возвели торгово-гостиничный комплекс «Владимирский Пассаж». И хотя гостиничная и торговая функция при плохой проработке проекта могут мешать друг другу, тут нашли оптимальный вариант разделения потоков людей. Два входа дают возможность им не встречаться, в то же время из отеля легко можно попасть в залы торговли. Можно продолжать примеры, но и так понятно одно – за многофункциональными комплексами – стоит будущее.
|